Тканые рушники - явление, чудо,
сотворенное мастером не только по наитию, но еще и при соблюдении канонов и
строгой последовательности.
Никто доподлинно не знает, когда
появились первые кролевецкие рушники. Говорят о них «изысканные», подразумевая
сложность работы ткачихи и создаваемого ею узора. На мой взгляд, это слово не
совсем здесь уместно. Наверное, потому что сама ткань рушника прочная, тяжелая.
Рушники же эти очень длинные – от 2,5 до 5-7 метров. Красоту,
состоящую всего из двух цветов, можно рассматривать часами. Орлы с коронами и
без, женщины, родовые древа, стилизованные цветы, полосы, геометрические узоры.
Все это сплетается в особый колорит и невольно начинаешь испытывать
благоговение перед мощью кролевецких красавцев-рушников. Да и рушник ли это в
исконном понимании? Мог ли какой путник взять с собой в дальнюю дорогу сверток
с немалым весом и длиной? И тем не менее, в Кролевце ткали именно рушники. Ведь
рождение и крещение ребенка, свадьбы и похороны имеют до сих пор мистическое
значение. Во всех обрядах человек становится на путь, отправляется в дорогу. И
совсем неважно, это дорога на Землю или путь Домой, в Вечность.
Я не буду писать о способах ткачества, технике изготовления и
т.п. Об этом можно почитать в Сети. Цель этой статьи иная.
Видимо, революция и все, что за ней
последовало, не прошли даром и для кролевецкого промысла. Вместо двуглавого
орла с коронами встречаешь орла одноглавого и без короны. Что это – идеология
того времени или очередная попытка повернуть реки вспять? К сожалению, не
сфотографировала я тех рушников. А вот размышления на эту тему остались.
Неужели и остальные тканые рушники
подверглись такому «усекновению»? Время и люди, к счастью, пощадили
архангельское рушниковое ткачество и не тронули белорусское. Может, потому что
их узоры намного мельче и не так бросались в глаза ненавидящих все царское. Рушники
с берегов Белого моря до сих пор завораживают. В них и песни народа, и
наскальные рисунки, и образы древних богов. Архангельские рушники вытканы ярким
алым цветом, нарядные и праздничные, зачастую обшиты кружевом и лентами. Стоит
такой рушник весьма недешево, но он того стоит.
Белорусское ткачество перекликается с
кролевецким, тем не менее узор у него совсем другой. Более скромный, чем у
кролевецкого, и смотрится несколько будничнее, чем архангельский.
Ткачество позволяло создавать рушники
намного больших размеров, чем вышивка. Именно это и стало решающим в интерьере
крестьянских домов прошлого и позапрошлого веков. Как же красивы орлы на белом
полотне, украшающем старинные иконы. И как торжественно смотрится на таком
рушнике каравай. Красный и белый – чистота и свет. Судьбы, вплетаемые в узор.
Немые свидетели революций, войн, идеологий, счастья и горя. Когда-нибудь
кролевецкие рушники с одноглавым орлом станут таким же раритетом, как сегодня
старинные с двуглавым. Неблагодарное это дело – вмешиваться в традиции и каноны
предков.
Комментариев нет:
Отправить комментарий