РУШНИК - ПОДОРОЖНИК.




      Попал недавно ко мне один рушник. Сказать, что старый, значит не сказать ничего. Ветхая ткань, местами такая тонкая, что страшно прикасаться, нитки на вышивке тоже кое-где выдернуты, да и цвет их совсем не тот, что видимо был вначале. Простенький узор из красных и черных ниточек, самое обычное вязанное крючком кружево. А сверху надпись из букв, которые ну никак не складываются в слово, не читаются и все тут. Просто абракадабра какая-то. КЛТДДНС… Что это? Для чего чьей-то рукой очень старательно, с украшением, был вышит непонятный буквенный набор? Код? Конечно же, нет. На самом деле это обыкновенное признание в любви, хотя любое признание уже само по себе необыкновенно, а вышитое на двух концах рушника, который выставляли на всеобщее обозрение – еще более необычно. Кого Люблю Того Дарю… А вот что автор этого труда сказал дальше – пока загадка. Может быть, в этой надписи есть имя возлюбленного, а может пожелание, признание или весточка в далекие края. Остается только гадать.
     Судьбы рушников не менее загадочны, чем судьбы людей. Молчаливые свидетели неумолимого времени, на коих вылито немало слез и доверено столько сердечных тайн. Рушник украшал дом, встречал нового человека на земле, провожал в последний путь, присутствовал при создании семьи. Рушник укладывала мать в котомку сына, идущего на службу. Рушник посылала девушка на фронт своему любимому.
     Однажды коллекционер зашел в антикварную лавку, где увидел необыкновенной красоты рушник с очень богатой вышивкой. Каково же было его удивление, когда продавец предложил еще 4 рушника из той же семьи, которых не было на витрине ввиду ограниченного места. И вот на прилавке раскрылись удивительные картины из жизни женщины по имени … Самый первый она вышила еще до войны, к своей свадьбе. На нем ровные стежки рассказывали о мечтах, о том, какой ее будущий муж, в какую семью она идет замуж, какой жизни желает себе и мужу и сколько детей хочет. Следующий рушник был вышит в войну, ткань на него доставалась с огромным трудом, может, покупалась на базаре или была на что-то выменяна. Иголкой и простыми нитками шилось на том полотне людское горе, молитва о родных, нечастые письма с фронта, голод и надежда, что все еще когда-то будет. Третий и четвертый рушники – послевоенные, когда совсем было не достать полотна и брали, какое придется. Ее муж вернулся с войны, покалеченный, но живой. Помогла ли молитва на рушнике, не знаю. Но пятый рушник она уже шила намного позже и на нем вышила все то, чем стала ее жизнь – муж, дети, работа, достаток. Простое человеческое счастье. До сих пор эти рушники – жемчужина коллекции. Вещи «с историей».
     Как же попадают рушники в магазины и коллекции? Ответ один – за ненадобностью. Мода и время делают свое дело. Уходит в далекое прошлое понимание того, что рушник – это наши корни, наш род, наша память. Давным-давно считалось, что выбросить рушник – значит, принять на себя грех до седьмого колена, грех несмываемый. Теперь же после смерти бабушек и дедушек внуки с правнуками несут ненужный «хлам» в мусорный контейнер. Иногда в антикварный магазин, реже в музей.
     Понятно, что в современной квартире или коттедже, оформленном, к примеру, в стиле ар-деко, будут не совсем уместно смотреться на стенах вышитые рушники. А иконы в красном углу прочно заменил телевизор и не в каждом доме они тоже есть. Вот тут и встает вопрос – как хранить такую старину и кому это нужно, если у детей нет никакого интереса к родителям, не то что к пра- и пра-. Пусть уж лучше их хранят у себя коллекционеры. Ведь рано или поздно и рушники будут цениться не меньше, чем картины Рембрандта и Пикассо. А на Сотби или Кристи миллионер с корнями из России будет платить за них большие деньги.
     Кстати, из исследований давно понятно, что корни у всех рушников украинские. Даже у тех красавцев, которые вышивались на берегах Белого моря в Архангельской губернии или в дремучих лесах таежной Сибири. Или в не менее далеком от Украины дальневосточном крае. Откуда рушник пришел на саму Украину, можно только догадываться.
     Однажды мне довелось прочитать русинскую песню (русины – народность, живущая на территории Карпат), в которой рассказывалось о молодом парне, уходящем на службу на 25 лет. Мать этого парня дала ему с собой рушник, на котором вышила оберег от лихих людей, от полона, от пули и раны, от диких зверей, от холода и голода. Материнский наказ помнить о своем доме и родной земле парень положил вместе с рушником в свою котомку. И его молодая жена, с которой оставалось малое дитятко, тоже вышила парню в дорогу рушник, где рассказала о своей любви к нему и просила не забыть ее на чужбине, а если поранят любимого или в какую беду попадет, то прилетит она к нему сизокрылой голубкой, укроет и спасет. Слова той песни почему-то очень ярко запомнились, хотя в те времена рушники и я существовали совершенно отдельно.
     В этот узкий и длинный кусок полотна народ поистине вкладывал душу. Вышивали в селах и в городах, при свете лучины и керосинки, вышивали после тяжелой работы и от скуки. По-разному бывало. Есть дореволюционные рушники с надписями, где все слова вышиты очень грамотно, а есть те, которые вышивались «на слух». Запомнился один рушник с вышитой надписью «Атец сир». На троне сидит царь, сзади него дворец, а перед ним на задних лапах стоит собачка, перед которой царь держит некий предмет. Нетрудно догадаться, что кусок еды. Примитивный царь, собачка, очень похожая на плюшевого медведя, одноэтажный дворец и над всеми персонажами и атрибутами вышивки – очень ювелирно вышиты царские короны. Оно и понятно, царь - отец. Собачка – народ. Попляшешь на задних лапках – царь даст кусочек хлеба. Надпись служит пояснением, что это не просто картинка, что царь - отец и людям, и зверям, а уж если отец, то и жить он должен во дворце, и на троне сидеть, и о подданных думать.
     Пусть надписи и малограмотны, пусть криво вышиты, и пусть цветовая гамма оставляет желать лучшего, все же рушники навсегда останутся генетической памятью души всего славянского народа, какой бы национальности он ни был.
     Поспорить можно только с одним. Зачастую даже именитые исследователи народного быта считают, что слово «рушник» произошло от «рушить – разрушать - рвать». Но простое знание корней всех славянских языков доказывает, что это не так. Рушить – отправляться в дорогу. И сегодня в украинских городах поезд «вырушае з такой-то колии». А значит, рушник – подорожник. Товарищ в далеких краях, в трудном пути, на жизненных перепутьях. Кусочек родного дома, где тебя всегда ждут.

Комментариев нет:

Отправить комментарий